Гражданская авиация СССР и России Не так давно услышала фразу Зюганова, которая мне очень понравилась: "Вы даже покрасить не можете то, что построили коммунисты". И ведь так оно и есть. Что ни начни сравнивать, все будет в пользу СССР (только не надо говорить, что там не было Интернета, сотовых и HDTV). И в первую очередь это можно сказать про гражданскую авиацию.
Начну я с небольшой околоавиационной истории, случившейся со мной в 2006г.
До 1992 г. моя семья перемещалась по стране только самолетами. Доступно это было для всех. А после 1992 г. в перелетах наступил длительный перерыв (в принципе, он и сейчас продолжается:). А в 2006 г. в октябре в Кемерово выходила замуж школьная подруга, и я просто не могла пропустить такое событие). Купила билет Москва-Кемерово-Москва а/к Красэйр, и довольная, отправилась (поездом) в Москву (вот еще один пункт - в СССР улететь можно было из любого города, и не обязательно было переться в Москву для этого. А сейчас из Пензы летают борты в Москву (раз в день), в Питер (раз в неделю), и летом еще в Сочи и Минводы (тоже раз в неделю)
Вылет был запланирован на 21.45 (очень удобно, учитывая разницу во времени).
Регистрация началась вовремя - около 20 ч. Нас зарегистрировали, и выпустили в зону вылета. Позвали на посадку, посадили в автобус. В автобусе мы прождали минут 20, после чего нас культурно и без объяснений высадили обратно. Все, тишина. Никаких объявлений. Ждем.
Проходит минут 40. Снова объявляют посадку. Снова сажают в автобус. В этот раз даже везут в сторону самолета. Довезли. Открыли двери - но не выпускают. От самолета кричат - "вези их обратно". Увезли. Снова высадили в зоне вылета. Тут уже народ начал злиться, кричать, требовать представителя (время вылета уже прошло). Время 22 ч, какие представители... С трудом добились, что вышел какой-то дяденька. Начал разводить руками и говорить о том, что аэропорт прибытия не принимает (хотя при нас улетели туда другие а/к), и т.д.
Прошло еще минут 40. Снова объявили посадку, снова довезли до самолета и (о, чудо!) посадили в самолет. Конфетки раздали и попить. Мы час (!) просидели в самолете. После чего нам сказали, что аэропорт прибытия не принимает, а потому нас вернут в здание аэровокзала, где предложат горячий ужин (!) и ночлег (!). Нас увезли обратно, высадили уже в зоне прилета (!). И опять тишина. В аэропорту уже ночь, народа (кроме нас) нет. И дежурных-то нет. Естественно, никакого ужина никто не предлагал. А единственное, что предлагали - вернуть недовольным 50% стоимости билета, и они могут быть свободны.
Нам перерегистрировали билеты, указав на них время вылета 23.45. С учетом того, что вылетели мы в конечном итоге в 2.55, задержка уже не критичная. Всем несогласным на перерегистрацию предлагали возврат 50%. Снова провели через досмотр, еще и покриривали - побыстрее шевелитесь, самолет ждать не будет. Тут, правда, пассажиры нашли, что ответить.
Таким образом, РЕГУЛЯРНЫЙ рейс (не чартерный!) был задержан на 5 ч 10 минут.
Уже позже, вернувшись домой и описав ситуацию на авиа.ру, я получила ответ о причине. Дело в том, что центр управления полетами ЗАБЫЛ запланировать экипаж на рейс. Т.е. бригада проводников была, а ПИЛОТОВ - не было. Пока нам рассказывали сказки о нелетной погоде, в панике искали экипаж из резерва. Нашли. Командир дал готовность на 00.30. И вот тогда как раз ЗАКРЫЛСЯ аэропорт Кемерова (сушили полосу после снегопада). Т.е. единственный раз, когда нам сказали правду - это уже на борту самолета, когда высаживали. А до этого не могли сказать, что лететь НЕКОМУ.
Вот и скажите, пожалуйста, возможна ли была такая ситуация в СССР? Честно скажу, за весь свой опыт перелетов с Аэрофлотом не помню такого бреда. ЗАБЫЛИ запланировать экипаж...
Что еще можно сказать про гражданскую авиацию в России. Сокращение аэропортов на 40%. Сокращение рейсов из действующих аэропортов (как я уже говорила про аэропорт Пензы. В 1992 г., насколько я помню, география полетов была куда ШИРЕ).
Снижение объемов пассажирских перевозок. Если в 1990 г. Аэрофлот перевез 138 млн. чел., то сегодня - все а/к не более 50 млн. Это объяснимо, в принципе, чрезмерно высокими тарифами перевозчиков.
Про авиационную промышленность и говорить не приходится. Становление советской гражданской авиации началось во время Великой отечественной войны, и дальше постоянно она развивалась и совершенствовалась. И первый сверхзвуковик ТУ-144 появился именно в СССР, на 2 месяца раньше, чем Конкорд. Ни для кого не является тайной, что самолеты, разработанные в 60-х гг., продолжают эксплуатироваться нашими авиакомпаниями - это Ан-24, Як40 и Як42, Ту-134 и Ту-154. Мало того, даже новые самолеты (Ту-204, Ту-214 и т.д.) - были разработаны в конце 80-х гг. А новая Россия даже производить их не может: 2-3 самолета в год - это не производство.
Что же было разработано в России? Небольшой "Суперджет-100" даже никак не могут начать производить. Да и что это за самолет? Замена Як-42, не более. А в него деньги вкладывают и вкладывают...
Да, президент Медведев обещал вложить в отечественную авиационную промышленность 5 (пять) триллионов рублей аж до 2020 г. Если учесть, что затраты на содержание, к примеру, МВД в 2010 г. составили 500 млрд., то на 9 лет обещать авиационной промышленности вложения, равные 6-летнему содержанию МВД - это круто. "Российское правительство ставит перед собой амбициозные задачи: к 2025 году российская авиапромышленность должна занять 10% мирового рынка в гражданском самолетостроении, 14% - в военном самолетостроении и 15% в вертолетостроении. Для того и вбухивает триллионы рублей" (материал взят из статьи "Россия разучилась делать гражданские самолеты")
Так что прав был Зюганов в своей фразе. Даже спроектированные в СССР самолеты Россия не в состоянии произвести. А уж разработать что-то новое - вообще никак. Она может только разрабатывать проекты проектов создания. Типа проект "Самолет-2020". Вы о нем слышали? Нет? И я нет. А в него уже вложено 220 млн. руб.
А тем временем, потребности российских авиакомпаний в гражданских самолетах различных классов к 2020 г. составят порядка 1,5 тыс. штук. В 2010 г. нашими авиапредприятиями было произведено 7 (семь) штук. Так что и дальше летать россиянам на подержанных Боингах-737 (кстати, самый опасный самолет в рейтинге безопасности) и Аэрбасах-310 (который является более опасным, чем наш ТУ-134).
Каково ваше мнение, господа, о российской авиации и ее будущем?
П.С. В следующий раз можем поговорить о кино)
|