Свободу не
выпрашивают,
свободу завоёвывают
Что произошло в России 115 лет назад, в
день 9(22) января 1905 года, названный Кровавым воскресеньем? Царские войска и
полиция расстреляли мирное шествие безоружных рабочих в Петербурге, обагрив
кровью улицы столицы. Этим злодеянием была расстреляна вера в царя-защитника и,
поднимай выше, вера вообще в то, что какой-либо правитель-столп
эксплуататорского строя может освободить угнетённых от угнетения.
Ведь
руководивший «Собранием русских фабрично-заводских рабочих» (созданным,
заметим, при содействии властей и полиции) священник Георгий Гапон, предложив
план шествия к Зимнему дворцу, возможно, искренне убеждал, что самодержец
выйдет к народу, выслушает его просьбы и удовлетворит все нужды. И большинство
собравшихся ему верило – на улицы 9 января вышли сотни тысяч рабочих с семьями,
неся хоругви и царские портреты, распевая молитвы. В петиции, которую они намеревались
вручить царю, говорилось:
«Мы, рабочие г. Петербурга, наши жёны, дети
и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются,
в нас не признают людей... нас толкают всё дальше и дальше в омут нищеты,
бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол...».
А далее шли
просьбы к Николаю Романову «как к отцу»: свобода рабочих профсоюзов; 8-часовой
рабочий день; нормальная заработная плата; отмена косвенных налогов и замена их
прямым прогрессивным подоходным налогом; равенство всех перед законом;
отделение церкви от государства и другие.
Но «отец» и
его сатрапы вместо помощи и защиты ответили несшим царские портреты
смертоносным свинцом. Вся Россия содрогнулась перед этим преступлением царских
палачей. Содрогнулась и со словами «царь нам всыпал – и мы ему всыпем!» начала
строить баррикады. Ответом на такую «милость» властей стала Первая русская
революция. Потому что поняли: свободу не выпрашивают, свободу завоёвывают.
9 января было
не «роковое недоразумение», как назвал его год спустя в своём покаянном письме
на имя царского министра внутренних дел поп Гапон, а естественное поведение реакционной
власти, желающей сдержать рост и радикализацию рабочего движения. Как и революция
– естественная реакция на такие потуги власти.
В сегодняшней
буржуазной России трудящиеся могут подписаться под многими местами и многими
требованиями из той петиции 1905 года – российский капитализм придал ей
актуальность. Но только вот протесты в РФ до сих пор зачастую кон- чаются
призывом: «А давайте напишем письмо президенту о наших бедах. Пускай узнает».
Оглядывались бы почаще на опыт, полученный нашими пред- шественниками в день
Кроваво- го воскресенья. Опыт, из которо- го потом закономерно вырастал опыт
революционной борьбы.
Источник: https://rkrp-rpk.ru/wp-content/uploads/2020/01/ТР_02_2020.pdf |