РАЗОРУЖЕНЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБАМЫ ИМЕЮТ «ВТОРОЕ ДНО»
Как известно, президент США Обама обратился к президенту России Медведеву с новой разоруженческой инициативой: с одной стороны, сократить арсеналы стратегических наступательных вооружений, с другой - отказаться от размещения ПРО в Европе (на территории Чехии и Польши) в обмен на поддержку Россией американской политики в отношении Ирана.
Эти инициативы представляют собой не личную позицию нового президента (известного как раз стремлением к направлению всех сил на решение внутренних проблем США), но консолидированное предложение американских элит, - и потому заслуживают пристального внимания.
К сожалению, они направлены не только на снижение напряженности в мире, но и на реализацию корыстных американских интересов, - и это следует учитывать при выработке отношения не только к ним самим, но и ко всей администрации Обамы.
Прежде всего, к настоящему времени США практически отказались от идеи развертывания ПРО в Восточной Европе из-за ее дороговизны и прихода к власти демократов, не связанных финансово с корпорациями, которые предполагали получать доходы от этого процесса. Обама и его представители многократно указывали на необходимость переосмыслить отношения с Ираном (стараниями Буша ставшего региональным лидером) и даже восстановили с ним дипломатические отношения (причем безо всяких условий), что объективно снижает потребность США в антииранской по своей сути европейской части ПРО.
Потребность американцев в конструктивном отношении к ним Ирана обусловлена необходимостью усилить военное присутствие в Афганистане, который иначе вернется под контроль талибов. Увеличение американского контингента в Афганистане объективно требует его ослабления в Ираке, - и, соответственно, роль Ирана как фактора иракской стабильности резко вырастет уже в текущем году. Он и без того ведет себя весьма сдержанно, не поднимая, несмотря на всю напряженность в отношениях с США, контролируемых им (и образующих большинство иракского общества) шиитов на борьбу с оккупантами, но теперь его нейтралитет становится намного более нужен американцам, чем раньше.
Раздражать Иран созданием дорогостоящего третьего района ПРО, направленного против него, в этих условиях совсем не с руки.
Характерно, что правительство Польши, уже после президентских выборов в США подписавшее с Кондолизой Райс соглашение о развертывании ПРО на своей территории, неоднократно выражало надежду на то, что США начнут строительство соответствующих объектов на выделенной им территории. Это свидетельствует о том, что никакой реальной работы там до сих пор не начато.
Таким образом, Обама предложил Медведеву обменять уже де-факто принятое им решение (правда, без всяких формальных обязательств) на, по сути дела, ссору России с одним из немногих оставшихся у нее если и не союзников, то, во всяком случае, партнеров.
В целом вся история с размещением ПРО в Восточной Европе производит впечатление информационной диверсии, призванной не более чем отвлечь внимание мирового сообщества (и в первую очередь России) от реальной активности США в сфере ПРО.
Ведь в Восточной Европе предполагалось разместить жалкие 10 противоракет - в то время как на Аляске уже сейчас, тихо, безо всякого обсуждения развернуто 100 противоракет, представляющих собой действенный «щит» против российских ракет, которые в случае чего полетят в США именно через Северный Ледовитый океан.
Второй район ПРО - направленный против Китая - также безо всякого шума развернут в Калифорнии: радар там уже есть, а количество противоракет будет доведено до «штатных» 100 штук в ближайшее время.
Помимо этого, США развивают морскую систему ПВО «Иджис» - радары и противоракеты, развернутые на кораблях, патрулирующих побережье США. Это весьма эффективная система: несколько месяцев назад прошло ее успешное испытание, в ходе которого был ликвидирован отработавший свое американский спутник.
Наконец, пока российские политолухи пережевывают подброшенную им жвачку о ПРО в Восточной Европе и присоединении к НАТО Украины и Грузии (чего не допустит та же Германия), американцы развивают четвертый компонент своей ПРО - ПРО воздушного базирования. Ее образуют химические лазеры, установленные на самолетах и способные сбивать ракеты в момент их запуска или сразу после него. Самолеты патрулируют значительные территории - где, например, находятся наши подлодки - и практически гарантированно перехватывают ракеты, запускаемые с этих подлодок.
Через 15-20 лет к этим системам может добавиться и космическая ПРО, но пока достаточно и их.
Все эти реализуемые безо всякого шума, но с подлинно американской скоростью, деловитостью и размахом проекты кардинально меняют соотношение сил не только между Россией, но и между США и всем остальным миром.
Ни о каком паритете, по сути дела, речи уже нет. После завершения развертывания морских и воздушных систем ПРО США могут считать себя гарантированными от удара со стороны как России, так и Китая, - и все ограничения на их деятельность, в том числе агрессивную, будут сняты.
На этом фоне предложения Обамы Медведеву по разоружению выглядят насмешкой - прежде всего, потому, что вообще не учитывают наличия у США крылатых ракет морского базирования как класса (а таких ракет у них много), в то же время лишая Россию возможность повышать мощность ракет «Тополь-М».
Существенно и то, что современные технологии уничтожения ракет в момент старта, развиваясь, уже через 2-3 года позволят американцам «в случае чего» гарантированно не допускать запуска ни одной российской ракеты. В этом отношении тысяча российских ракет скоро будет равна нулю.
Однако в целом обсуждение масштабов сокращения российских ракет носит в высокой степени схоластический характер. Ведь деградация РВСН и так идет так быстро (наличие «нефтедолларов» полностью нейтрализуется как общим коррупционным характером государства, так и наличием таких выдающихся «эффективных манагеров», как, например, С.Иванов), что сокращение ядерного потенциала России произойдет само собой - безо всяких договоров.
Таким образом, предложения Обамы невыгодны для России.
Однако есть угроза, что они через некоторое время, в той или иной модифицированной форме будут приняты президентом Медведевым, - либо из-за неполного понимания ситуации, либо в надежде на поддержку США и Запада в целом во внутриполитической борьбе в рамках пресловутой «тандемократии».
|