Доставка из ада:
от Яндекс.Еды до Яндекс.Гроба
«Потогонка» и другие способы эксплуатации
Появившиеся несколько лет назад на улицах
крупных российских городов ребята и девушки в ярких костюмах с большими квадратными
сумками за спиной обозначили новую волну распространения неустойчивой (прекарной)
занятости на рынке труда. В условиях пандемии внимание к ним увеличилось — именно
их труд обеспечивает существование тех, кто сегодня «сидит дома». Однако риски заболеть
новой болезнью далеко не самая главная проблема курьеров (хотя симптоматичным выглядит
недостаточное обеспечение масками и дезинфицирующими средствами тех, кто обеспечивает
людей продуктами питания).
Год назад на всю страну прогремела гибель
21-летнего курьера «Яндекс.Еды», умершего на работе от сердечного приступа и получившего
штраф за прогул на следующий день после своей смерти. Травмы и смерти в ДТП в погоне
за доставкой очередного заказа вовремя (иначе штраф), отсутствие больничных и отпусков,
снижение зарплаты в одночасье — те реалии, с которыми сталкиваются работники курьерских
компаний-платформ повседневно.
И в этом подходе, который вполне укладывается
в метафору «адская потогонка», просматриваются мрачные перспективы для пролетариев,
чьи отношения с работодателем пока ещё находятся в рамках Трудового кодекса. Без
широкого и организованного сопротивления наступлению капитала на трудовые и социальные
права наёмных работников такая перспектива наступит очень скоро. И курьеры сегодня
— на передовой этой классовой борьбы.
Неустойчивая
занятость — вперёд в позапрошлый век!
Модель аутстаффинга, когда работник устраивается
не на предприятие, а в кадровое агентство, лишаясь социальных прав и гарантий на
занятость, существовала и раньше. Многие заводы использовали и продолжают использовать
этот метод, чтобы сократить расходы на персонал (специализированные охотники за
рабочей силой знают, где найти её подешевле) и обезопасить себя от профсоюзной деятельности
(юридически такой рабочий не имел отношения к предприятию).
Но компании-платформы возвели этот подход
на качественно новый уровень: формально предоставляя услугу доступа к базе клиентов,
по факту они не только извлекают прибавочную стоимость у тех, кто выполняет те или
иные задачи внутри платформы, но и избавляются от какой-либо социальной ответственности
перед работником, а зачастую заставляют его самостоятельно обеспечивать свои средства
производства, ведь юридически он «фрилансер», т.е. не пролетарий, а мелкий собственник.
Подход, который правящая идеология называет
«экономикой фрилансеров», характеризуется ею как способ предоставления наёмным работникам
свободы и беспрецедентной мобильности. На практике для подавляющего большинства
прекариев такая форма отношений несёт повышение интенсивности и продолжительности
труда, и соответственно, перманентный стресс, связанный с неустойчивым характером
труда.
Квинтэссенция таких отношений — стремительно
распространяющийся в западных странах «нулевой контракт», согласно которому компания
оплачивает только фактически отработанные часы, не давая никакой гарантии на занятость
вовсе. Вместе с тем наёмный работник с неустойчивой занятостью чаще свободен лишь
формально, т.к. на деле весь период отдыха он находится в режиме ожидания телефонного
звонка. По сути, он превращается в вещь на полке, которую капиталист может взять
в любой момент, когда ему понадобится.
Мировая капиталистическая система возвращает
общество в позапрошлые века, где подённая работа была естественным явлением, а фундаментальные
социальные и трудовые права, потом и кровью завоёванные пролетариатом, отсутствовали.
В борьбе за право
быть работником
Конечно, такая тенденция вызвала сопротивление
работников в различных странах с богатым опытом организованной пролетарской борьбы.
В конце 2016 года в английском городе Дарем прогремела двухдневная забастовка учителей-ассистентов
против перевода на временные контракты, остановившая работу порядка сотни учебных
заведений. Курьеры британской логистической корпорации CitySprint смогли добиться
повышения зарплат на четверть. А уборщикам Лондонской школы экономики удалось заставить
институт отказаться от аутсорсинга и нанять всех работников непосредственно в штат.
Во Франции велокурьеры объединились в профсоюз для борьбы за свои права и активно
проводят акции протеста в разных городах, вынуждая работодателя идти на официальные
переговоры.
Есть примеры результативности борьбы
и на институциональном уровне. В результате продолжительной борьбы работников Uber
и Lyft, выразившейся в забастовках и судебных тяжбах, сенатом Калифорнии был принят
закон, согласно которому работники цифровых платформ будут считаться официальными
сотрудниками этих компаний, а не независимыми подрядчиками, и на них будут распространяться
такие социальные гарантии как страховка, декретный отпуск, минимальная заработная
плата, оплата сверхурочной работы. В конце 2018 года Независимый профсоюз Великобритании,
отстаивающий интересы работников в сфере неустойчивой занятости, выиграл борьбу
с Uber за право водителей войти в штат компании.
Молодым — опасная
дорога
В нашей стране, как и во всём мире, неустойчивая
занятость, навязываемая компаниями-платформами, проявляется в разных сферах производства
товаров и услуг. Но на острие классового противостояния оказываются в первую очередь
курьерская молодёжь. Именно в крупных компаниях-платформах, осуществляющих доставку
продуктов питания, типа Яндекса, Delivery, Самоката едва ли не острее всего чувствуется
дикие формы эксплуатации. Администрации компаний ради выгоды в лёгкую меняют условия
труда и принципы оплаты. Недавняя забастовка работников Delivery была вызвана тем,
что неожиданно для всех курьеров компания увеличила зону доставки, что привело к
сокращению зарплат и повышению количества штрафов. Администрация пошла на попятную,
но участники забастовки задумались о создании профсоюза, который будет защищать
их права системно.
Когда явный произвол отсутствует на уровне
компании в целом, его компенсирует произвол на уровне конкретных складов, чьи директора
могут в нарушении договора сами назначать смены, вводить свои штрафы, заставлять
возить больше заказов за те же деньги. С этим сталкивают, например, работники Самоката
в Питере.
Отдельно стоит сказать о проблемах логистики
и иных организационных вопросах, находящихся в компетенции начальства — все они
решаются за счёт рядовых работников, будь то переизбыток заказов («Значит ускоришься!»)
или нехватка велосипедов («Ничего, пешком дойдёшь»).
Ещё одно интересное явление, когда компания-платформа
использует аутстаффинг: в этом случае и так бесправный работник теряет ещё больше
в зарплате, которую у него откусывает посредник-паразит. С такой схемой столкнулись,
например, курьеры «ВкусВилла».
Всё это, конечно, заставляет задуматься
о том, как противостоять этому беспределу сверхэксплуатации?
Что делать?
Часто можно слышать аргумент в пользу
невозможности самоорганизации в курьерских компаниях-платформах, что работа там
воспринимается людьми как временная, никто не планирует там оставаться навсегда.
Оставим за скобками житейскую мудрость
«нет ничего более постоянного, чем временное», а также обстоятельства пандемии (оборотной
стороной которой стал разворачивающийся мировой экономический кризис и, как следствие,
резкий рост безработицы), резко повысившие средний возраст курьеров. Динамично развивающийся
рынок курьеров в условиях слабого профсоюзного движения задаёт для капитала магистральный
подход по отношению к пролетариату — распространяя прекарную занятость через развитие
компаний-платформ, позволяет и вовсе не биться за изменение Трудового кодекса, который
попросту там не действует.
Поэтому без борьбы здесь и сейчас на
смену Яндекс.Еде придёт не только Яндекс.Такси, но и Яндекс.Завод, где бесправный
работник будет работать до Яндекс.Гроба. И донести это объективное знание, которое
уже и так понимают всё больше и больше работников, одна из первых наших задач.
Именно поэтому РОТ ФРОНТ и Революционный
комсомол — РКСМ(б) сегодня разворачивают работу по отстаиванию прав работников-курьеров,
начиная от информационно-просветительской работы и заканчивая полноценной классовой
самоорганизацией.
Отсутствие у прекарных работников официального
права на профсоюз и юридически признанной процедуры отстаивания коллективных прав
диктует требования осторожного и ответственного подхода в процессе формирования
ячеек. А вместе это значит, что чем меньше есть возможность опереться на законы
современного государства, тем важнее собственная сила, массовость и сплочённость
движения для успешной борьбы.
Всем, кто работает в курьерских компаниях-платформах
или готов помочь работникам-курьерам в борьбе за их права, приглашаем присоединяться
к инициативе!
Алексей Пряхин,
член ЦК РКРП,
почётный председатель
РКСМ(б)