Ситуация вокруг выполнения правительством Украины главного финансового документа страны – государственного бюджета, в который раз обнажила любопытное явление.
Бравурные заявления Главы Кабинета Министров Юлии Тимошенко об очередном перевыполнении государственного бюджета доказали, что нынешнее правительство заблудилось в «заколдованном круге» собственного вранья, из которого, по-видимому, ему уже не суждено выбраться.
Впрочем, любопытство ситуация в нашей стране может вызвать лишь у иностранцев, которые с интересом и беспокойством наблюдают, как правительство ставит эксперимент над собственным народом. Нам же, гражданам Украины, приходиться выступать в роли «подопытных кроликов», которых пичкают мутными потоками дезинформации, а порой и самой откровенной ложью. В производстве данных продуктов Премьер-министр преуспела, и это, пожалуй, единственный ее «успех».
Начинается все с того, что правительство, вместо признания собственных ошибок и просчетов и немедленного исправления экономической политики, прячет статистику и откровенно манипулирует данными. А ведь характер политической системы определяется не только выборной моделью, силой и влиятельностью парламента, развитостью местного самоуправления и судебной власти, но и подходами к проведению государственной экономической политики. Ее «сердце» - бюджет. Сбалансированный, реальный и эффективный бюджет – главное условие и гарантия того, что в стране поддерживается демократический строй. И наоборот, ручное, теневое управление бюджетом, двойные стандарты, лживая статистика убивают демократические процедуры и подрывают конституционный порядок, порождая коррупцию и авторитаризм в управлении. Это привычная в цивилизованном мире аксиома.
В Украине же при современной власти забыли, что «честность – лучшая политика». Еще в феврале этого года, лицемерно ссылаясь на международные стандарты, Кабинет министров отказался от ежемесячной публикации данных о ВВП и доходах/расходы населения. Очевидно, Тимошенко руководствовалась принципом – «кроликам» не обязательно знать, чем их буду морить электрошоком или мышьяком.
Слабые показатели экономического развития страны и негативная ежемесячная статистика привели к тому, что информационная составляющая деятельности государства становится все более закрытой темой для общества. Правительство Тимошенко шаг за шагом сужает публикацию данных, которые не соответствуют его оптимистическим отчетам. Зато заявления Кабмина о каких-то эфемерных победах над кризисом становятся все бравурнее.
Взять хотя бы регулярные реляции правительства об успешном выполнении плана доходов бюджета. На самом деле, нужный для Кабмина результат достигается лишь за счет коррекции месячных планов поступлений, манипуляций с зачислением средств в общий и специальный фонд, и, конечно, при помощи печатного станка.
Тимошенко заявляет, что план по доходам общего и специального фондов госбюджета за январь-август 2009 года перевыполнен почти на 3%. Но при этом умалчивает, что сделать это удалось лишь благодаря уменьшению месячного плана по доходам общего фонда госбюджета. Так, за август текущего года коррекция плана составила 6,6 млрд грн., или на 30,4 % в сторону его уменьшения. А всего за восемь месяцев 2009 года план по доходам общего фонда госбюджета был снижен более чем на 17 млрд грн., или на 14,8 %. Если же отбросить эти махинации Кабинета министров с уменьшением планов, то получиться, что фактически доходы за январь-август этого года собраны лишь на 85% от плана, а за август этого года – на 70%.
В то же время увеличиваются объемы переплат предприятиями и организациями налогов в бюджет. Если на начало года они составляли почти 9 млрд грн., то на 1 сентября текущего года уже 10,7 млрд грн. (прирост за 8 месяцев – 1,7 млрд грн. или на 19 %, в том числе за август - 258,6 млн грн. или 2,5 %).
За прошедшее время, а это две трети бюджетного периода, годовой план по доходам общего фонда госбюджета выполнен лишь на 53,6 %. Таким образом, Правительству необходимо за четыре месяца собрать почти половину бюджета 2009 года, а это - нереально. Учитывая негативные тенденции в бюджетной сфере по итогам 2009 года дефицит общего фонда государственного бюджета вместо предусмотренных в законе 9,2 млрд грн. может достичь 35-40 млрд грн. Правительство не может не понимать этого, но продолжает тщательно пускать пыль в глаза собственному народу.
Из месяца в месяц обостряется проблема использования средств Резервного и Стабилизационного фондов государственного бюджета, общий объем которых в 2009 году составляет 21 млрд грн., или 11 % общего фонда государственного бюджета. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко рассматривает их как «карманные» деньги. Как следствие, решения правительства о выделении средств из этих фондов почти всегда не отвечают нормативно-правовым актам, которые регламентируют их использование и часто противоречат цели их создания. Согласно выводам Счетной палаты Украины в прошлом году две трети решений о выделении средств из Резервного фонда государственного бюджета Кабинет министров Украины принял с нарушением требований действующего законодательства. Вопреки действующему законодательству 352,6 млн грн. Резервного фонда было использовано как источник дополнительного финансирования отдельных органов государственной власти, предприятий и учреждений. Это при том, что в соответствии со статьей 24 Бюджетного кодекса Украины Резервный фонд бюджета формируется для непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении бюджета. Среди таких расходов может быть ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, естественного, социально-политического характера и тому подобное. Слава Богу, серьезных ЧП в стране не было, но более трети миллиарда правительство благополучно «освоило».
В 2009 году ситуация повторяется. В текущем году также сложилась критическая ситуация с использованием Стабилизационного фонда государственного бюджета. Вместо того чтобы стать движущей силой возобновления развития экономики, этот фонд используется правительством как дополнительный финансовый ресурс, который может тратиться на собственное усмотрение, и, естественно, на предвыборные обещания. Фактически из предусмотренных в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» расходов Стабилизационного фонда в сумме почти 20 млрд грн. на 1 августа 2009 года открыто ассигнование лишь на сумму 4,3 млрд грн., или на 21,8 %. Уровень организации выполнения бюджета в части Стабилизационного фонда остается неудовлетворительным. Тормозится утверждение порядков использования средств фонда, что является препятствием для своевременного финансирования предусмотренных в бюджете направлений.
Правительство не выполнило (и есть обоснованные подозрения, что и не планировало выполнять) в полной мере положения Закона Украины от 31.10.2008 № 639-VІ «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» в части ключевых направлений использования фонда, среди которых:
• кредитование или софинансирование долгосрочных инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проектов общегосударственного значения;
• удешевление кредитования проектов малого и среднего бизнеса, в частности таких, которые влияют на повышение уровня занятости населения;
• предоставление кредитов на завершение строительства жилья, которое осуществляется с привлечением ипотечных кредитов и обязательным условием которого является софинансирование со стороны банков и застройщиков;
• развитие внутреннего спроса на товары, которые производятся украинскими товаропроизводителями для экспорта и по которым наблюдается ухудшение мировой конъюнктуры.
Вместе с тем, с начала 2009 года сумма Облигаций Внутреннего Госзайма (ОВГЗ) в обращении увеличилась на 52,1 млрд грн. или почти в четыре раза. Пытаясь любой ценой наполнить бюджет, правительство резко увеличило их доходность. В итоге расходы бюджета на обслуживание этих ценных бумаг постоянно растут, а возможности для финансирования программ развития сокращаются. При этом доходность по ОВГЗ в 24-28%, которые предлагает правительство, просто лишает реальный сектор экономики кредитных ресурсов. Ни один банк не согласится кредитовать предприятия даже под 30% годовых, если правительство под государственные гарантии дает больше. Дело, начатое Ющенко и Лазаренко в 1996-м, продолжено Тимошенко и Стельмахом в 2009-м.
Соврав об успешном выполнении и даже перевыполнении плана по сбору доходов в бюджет, правительство идет дальше и врет о том, на что оно эти средства потратило.
Так, везде и всюду лицемерно заявляя о своей заботе о гражданах и социальной направленности работы правительства, Юлии Тимошенко урезает или вообще не финансирует социальные программы. Доходит до абсурда, когда министр труда и социальной политики Людмила Денисова «путается в показаниях», предоставляя информацию, которая существенно отличается от данных, объявляемых ее руководительницей, и потом должна в оперативном режиме корректировать свои заявления.
На самом деле, в этом году на 100% осуществляется финансирование лишь 42 бюджетных программы общего фонда, или 5,4 % от общего их количества. Расходная часть бюджета выполняется исключительно в ручном режиме. Тимошенко не дала ни копейки по 86 бюджетным программам общего фонда госбюджета, то есть на каждую десятую программу. 99 программ выполнено менее чем на 60 %.
Здесь речь идет о важнейших бюджетных программах социальной защиты, здравоохранения, образования, сведенной к минимуму государственной поддержке села.
Правительство самоустранилось и от проблем производителя. Не решена проблема кредитования реального сектора, не возобновлено доверие к банковской сфере, не осуществляется бюджетное финансирование в предусмотренных законом объемах.
И при этом дороги страны «украшают» рекламные щиты, популяризирующие деятельность ЮлииТимошенко. Уже откровенным цинизмом было заявление премьера, что эту предвыборную агитацию, следует расценивать как социальную рекламу.
Итак, есть все основания предположить, что Тимошенко не собирается выполнять бюджет. Сегодня ее внимание сосредоточено исключительно на победе в президентских выборах. Для осуществления этой цели она согласна использовать не только административный ресурс, но и бюджетные, народные, ресурсы.
2009 год стал беспрецедентным в плане двойных стандартов и лживости бюджетной политики. Скрытая статистика, ручное управление, долговая пирамида, безответственная социальная политика стали нормой для действующего правительства и правящей парламентской коалиции. Но особую тревогу вызывает заявленное намерение правительства Тимошенко принять бюджет на 2010 год простым правительственным постановлением. По сути, устами премьер-министра заявлено запланированное преступление – вопреки Конституции, вопреки нормам демократического строя, и вопреки всякому здравому смыслу. Угроза узурпации власти стала просто очевидной. Но молчит Президент, гарант соблюдения Основного закона, нет реакции от правоохранительных органов и прокуратуры. На наших глазах - попрание закона и политический волюнтаризм, под песнопения артистических бригад и рекламные ролики. С помощью политических интриг на грани нарушения Конституции и правовых манипуляций, «команда саламандр» идет к захвату не только экономической, но и политической власти в стране. И, если будет реализован сценарий Тимошенко о принятии государственного бюджета правительственным постановлением, а президент такое «проглотит», то следующим шагом премьера станет примитивная силовая узурпация власти. Тогда ужасы какой-нибудь латиноамериканской хунты покажутся украинцам детским лепетом.
Всякий раз, когда к управлению государством приступала политик Юлия Тимошенко, власть превращалась в инструмент пропаганды и репрессий. Всякий раз страна переживала экономический спад и социальные потрясения. И единственный шанс предотвратить грядущий переворот – немедленно призвать к отчету действующее правительство, сохранить и укрепить демократический порядок, сформировать новую власть, вернуть нации честный и законный бюджет. В противном случае Украину ждет тирания жадной до власти женщины, которая будет утверждать, что «вона працює», использовать государственный бюджет как собственный кошелек и вести Украину к полному краху.