Немецкие дети
мечтают о коммунизме
Muennich
Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской
либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого
совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза
давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.
В одной немецкой гимназии, в 6-м
классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора.
Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными
в XVI веке великим англичанином, учительница предложила им письменно выразить
свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на
Земле такое общество.
Практически все гимназисты единодушно
ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в
«Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на
Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все
люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться
и т.д.
Однако общество, придуманное Томасом
Мором – самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует
частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно
ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными,
добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где
все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение
государственных дел».
Деньги внутри Утопии не употребляются
– они используются только для обмена при международной торговле (надо ли
говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране
имеется всеобщая трудовая повинность; главной обязанностью выбранных правителей
страны, «отцов», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и
«никто не сидел праздно». Население распределено по острову равномерно, а если
где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются
путем массовых переселений. Правилом хорошего того считается всегда быть на
виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе».
Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями
науками и искусством. Преступников в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а
заставляют трудиться на благо общества.
Нетрудно заметить, что Утопия
является куда более «тоталитарным», чем многие из реально существовавших
коммунистических режимов. И тем не менее немецкие
гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с
моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!
Но еще удивительнее другое:
учительница, которая прежде вдохновенно вещала ученикам о том, какие жуткие,
тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР – эта самая учительница
отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой
мечте. Мечте о счастливом обществе
всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации
человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.
Именно от таких книжек как «Утопия»
или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских
диалогов, развилось течение утопического социализма. Адепты его, подобно
нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно,
мирно, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения.
Это уже потом Карл Маркс подробно и
обстоятельно разъяснил, что путь к светлому будущему пролегает через горнило
революции.
Примерно это и сказала на том уроке
моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. Но даже отрывочных знаний об
истории, революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей,
чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это
сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и
банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной
собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через
революцию и войну».
В классе поднялся шум. Мечтательные
одноклассники стали упрекать мою дочь в том, что она де кровожадна, хочет войны
и т.п.
– Да не хочу я никакой войны, –
возразила дочь, – мне и при капитализме неплохо живется. Это вам хочется в
Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не
устроите революцию.
Учительница, у которой при одном
упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими
фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.
Ее замешательство понятно: дети
стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий
общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через
предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период
разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее.
Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный
период» порой может длиться сколь угодно долго, и при этом еще не факт, что
вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет
когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так
классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.
Тем не менее сам факт, что немецкие
гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут
же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма примечателен.
Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в
совместном труде на общее благо – это заложено в самой природе человека.
Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по
природе коммунистка.
Но ведь и между христианством и
коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает,
что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных
успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с
принципами первой апостольской общины.
И не зря у Блока Христос идет по
Петрограду с красным флагом!
Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь.
Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Недаром ведь даже в немецкой
гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение
незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с
чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о
светлом будущем.
Источник: http://publizist.ru/blogs/4796/10673/- |