Южный Кавказ без грузинского буфера Цена американских гарантий После провала главного своего проекта на Южном Кавказе, Грузии, США пытаются не допустить цепной реакции, усиленно доказывая остальным странам региона, что американские позиции не пошатнулись и последнее слово будет за ними. Особенно важна для Вашингтона позиция Азербайджана. Экстренный визит в Баку нанес вице-президент США Дик Чейни. По сообщениям ряда источников, прием ему был оказан более чем сдержанный.
Ответственный по региону Мэтью Брайза на днях достаточно четко обрисовал текущие цели США. По его словам, главное сегодня - защитить Грузию и способствовать ее восстановлению. Действительно, Грузия выполняла функцию регионального узла, задающего политический ритм и диктующего политическую моду остальным странам региона - условно российскому проекту Армении и условно турецкому проекту Азербайджану. После того как узел был разрублен, диалог по Кавказу между Турцией и Россией стал неизбежен.
Азербайджан и Турция могут смело предъявить претензии США, поскольку их жизненные экономические интересы, тесно связанные по воле самих США с Грузией, оказались под угрозой. Сегодня многие российские специалисты утверждают, что после поражения в войне за Южную Осетию Грузия не сдастся, и, не будучи способной на новое лобовое столкновение с Россией, превратится в опорный пункт для террористических вылазок на Северный Кавказ. Необходимо понимать, что таковая функция сделала бы из Грузии постоянную мишень для новых ударов, поскольку опорный пункт террористов в цивилизованном мире принято бомбить. Это не совсем клеится с главной стратегической функцией Грузии, отведенной ей западным сообществом - функцией стабильного транзитного коридора. В случае долгосрочной военной конфронтации между Грузией и Россией говорить о перспективе безопасного транзита азербайджанских энергоносителей по грузинской территории не приходится. Не говоря уже о возможности присоединения к этому маршруту Казахстана или Туркменистана. Это категорически не укладывается в интересы Азербайджана и Турции. Могут ли США гарантировать странам-поставщикам и европейским потребителям долгосрочную стабильность Грузии - вот в чем вопрос? Вероятно, могут. Но обеспечат ли? Произошедшая война вызывает в этом сомнения. Именно эти сомнения заставили Казахстан отказаться от инфраструктурного проекта на грузинском побережье Черного моря - НПЗ в Батуми.
Но проблемы, которые возникли у США в регионе, гораздо глубже. На самом деле, несмотря на оптимистичные заявления грузинских властей, ясно, что на восстановление функций и имиджа Грузии уйдет не один год. Во всяком случае, нынешней американской администрации придется оставить эту миссию своим преемникам. Ускорить гарантии стабильности Грузии можно было бы, включив эту страну в НАТО, но тут есть риск глобальной дестабилизации, поскольку в этом случае НАТО, в том числе и европейским членам Альянса, придется взять на себя национальные, исторические, традиционные, во многом иррациональные, проблемы и фобии грузинского народа.
Дальнейшая судьба Грузии сегодня целиком и полностью лежит на совести США. Они могут превратить ее в опорный пункт для террористов и втолкнуть в месиво Северного Кавказа, могут раздробить и федерализовать, могут сохранить и усилить ядро, могут вооружить и выпустить на новую войну с Россией - возможны любые варианты, однако главное заключается не в том, что будет, а в том, что уже было. Наглядная демонстрация зыбкости американских гарантий, которые по мере усиления тенденций перехода к многополярному мироустройству, будут лишь терять в котировке.
Во всяком случае, Азербайджану и Турции следовало бы застраховаться от повторения подобных инцидентов, а сделать это можно исключительно обеспечением альтернативных коммуникаций.
В этом контексте активизация Турции, в частности, посещение президентом Абдуллой Гюлем Армении, выглядит более чем показательно. Ясно, что Турция кинулась решать проблемы с Арменией не потому, что вдруг почувствовала ответственность перед армянским народом. Очевидно, тут возобладал собственный интерес. Открытый политический конфликт между Россией и США не оставляет им шансов на совместное посредничество в Карабахе. Но Россия останется в процессе как гарант безопасности Армении, а вот США могут и выпасть из него, поскольку не смогли гарантировать свои обязательства перед Азербайджаном и Турцией в плане обеспечения безопасного нефте- и газотранзита.
На фоне оптимистических заявлений сторон по итогам турне Абдуллы Гюля в Ереван и Баку, Мэтью Брайза совершенно неожиданно оказался в Нагорном Карабахе с "ознакомительным" визитом. То есть, он вдруг решил ознакомиться с Карабахом, хотя занимается экспертным изучением проблемы региона и участвует в политическом урегулировании уже несколько лет. По итогам поездки и переговоров в Степанакерте он сделал не вполне понятное заявление: "Не хочу, чтобы в Баку посчитали, что ситуация изменилась настолько, что необходимо предпринять какую-либо акцию, которая может уничтожить улучшающийся климат". Говоря об армяно-турецких отношениях, Брайза заявил: "Необходимо завершить работу над базовыми принципами урегулирования, несмотря на то, что отношения между Арменией и Турцией изменяются", хотя при этом признал, что в условиях конфронтации с Россией судьба МГ ОБСЕ не вполне ясна. Кто же в сложившейся ситуации будет продолжать работу над "базовыми принципами"? Не вполне ясно.
В свою очередь, посол США в Азербайджане Энн Дэрси заявила, что для урегулирования карабахской проблемы "наступил самый подходящий момент". По ее словам, "разрешение должно осуществиться исключительно мирным путем, и на основе принципа территориальной целостности Азербайджана". Как представляется, акцент на территориальной целостности также был сделан американским дипломатом умышленно - такого рода прямота, как правило, отпугивает одну из сторон, вселяя излишний оптимизм в другую. Опять-таки, не вполне ясно, какая именно структура будет заниматься урегулированием в этот "подходящий момент".
В сложившейся ситуации можно выдвинуть две версии: • Турция и США действуют в отношении карабахской проблемы координированно и полностью вытеснили Россию из этого процесса. • Между Турцией и США есть разногласия, и Анкара развивает диалог с Москвой, которая и дала ей доступ в Армению.
Следует напомнить, что инициатива Турции о создании новой площадки для обсуждения проблем безопасности на Кавказе - "Платформы безопасности и стабильности" - была выдвинута в Москве и получила поддержку российской стороны. В тот же период консультации в Москве провел президент Армении. В рамках первой версии можно допустить, что Турция предложила Москве свой нейтралитет в проблемах Абхазии и Южной Осетии в обмен на "зеленый свет" в Карабахе. Вместе с тем, Россия прямо заявила, что модель, примененная в отношении Абхазии и Южной Осетии, неприменима к Карабаху, что фактически противоречит интересам Еревана. В эту логику весьма гармонично укладывается решение президента Армении о создании межведомственной комиссии по реализации совместных программ с НАТО и ЕС, что можно воспринять за ответ России, отказавшейся от поддержки позиций Армении в карабахском урегулировании. Если данная версия оправдается, то Армения, скорее всего, будет вынуждена пойти на стратегические уступки, но при этом выйдет из блокады и, возможно, активизирует движение в НАТО.
Однако данная версия не является жизнеспособной, если учесть, что тем же восстановлением железнодорожной связи между Арменией и Турцией занимается РЖД. В Армении дислоцирована крупная военная база РФ, и Ереван на днях взял на себя функции председательствующей страны в ОДКБ. Республика представляет собой стратегический плацдарм для России, здесь представлены интересы крупнейших российских госкомпаний "Газпрома" и "Росатома". Последняя уже занята в проекте по добыче урана в Армении, собирается претендовать на строительство новой атомной станции. За последние годы интересы и присутствие России в Армении стабильно нарастают. По итогам визита турецкой делегации в Ереван, сопровождающей Гюля, было заявлено о начале экспорта электроэнергии в Турцию - а это интересы другой российской компании "ИнтерРАО ЕЭС", после реорганизации РАО перешедшей в структуру того же "Росатома". На подходе запуск газопровода из Ирана, который будет эксплуатироваться компанией "АрмРосГазпром", более 70% акций которой контролирует "Газпром". Россия укрепилась в Армении всерьез и надолго, в отличие от тех же американцев, "грантовая" активность которых, естественно, не создала сдерживающих уход активов.
Итак, более правдоподобной кажется вторая версия. Разрубив "грузинский узел", Россия вплотную вышла, в физическом смысле - вырвалась к проблеме, которая находилась за буфером - Карабаху. Взаимный интерес России и Турции состоит в том, чтобы избежать войны в этом регионе. Для Турции здесь, помимо сугубо экономических интересов, есть и курдский фактор. Армения и Азербайджан также не могут быть заинтересованы в военном пути решения проблемы. Очевидно, Ереван и Баку стоят перед реальным выбором, который предстоит принять как данность Степанакерту.
Собственно туда и направился Брайза, чтобы наверняка уточнить, каков запас времени у США. Урегулирование в Карабахе под российско-турецкие гарантии может стать смертельным ударом по имиджу США в регионе и в мире. Вряд ли это украсит и карьеру самого Брайзы, отдавшего годы работы посредничеству между Ереваном и Баку. А потому в ближайшее время США предпримут ряд шагов по торпедированию любых мирных инициатив в этом регионе. Одним из вариантов сделать это, как прогнозирует Модест Колеров, может стать выход из "американского рукава джокера "контролируемого конфликта": атака на Иран и суверенизация Курдистана".
Источник: http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11604022 |