ЭВОЛЮЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
С момента своего выделения из мира животных люди вели натуральное хозяйство: вначале это было собирательство, затем животноводство и земледелие. Сущность натурального хозяйства состоит в том, что производитель продуктов сам же их и потребляет. Натуральное хозяйство (на схеме оно отмечено зелёными кружками) просуществовало многие тысячелетия, примерно до середины XVII в. Оно было преобладающим (довлеющим, доминирующим) в первобытном, рабовладельческом и феодальном способах производства.
Отдельные элементы, остатки натурального хозяйства сохранились до наших дней: приусадебные участки сельских жителей, садово-огороднические участки горожан и т.п. Например, можно самому приготовить себе пищу или помыть лестницу в многоэтажном доме. А можно пригласить повара или нанять женщину для уборки лестничной клетки. В первом случае имеют место элементы натурального хозяйства, во втором – рыночного.
С ростом производительности труда, делением племён на скотоводческие и земледельческие, выделением ремесленников, зарождается обмен, зарождается частная собственность, зарождается простое товарное производство. Это последнее первоначально носит единичный случайный характер и соседствует с натуральным хозяйством. Обмен существовал уже в первобытные времена и развивался с течением времени.
Простое товарное производство (на схеме оно обозначено жёлтыми треугольниками) характеризуется тем, что: - средства производства и орудия труда принадлежат самому производителю; - производитель (ремесленник и свободный крестьянин) работает сам и члены его семьи; - произведённая продукция принадлежит самому производителю; - производство ведётся для удовлетворения потребностей производителя и членов его семьи.
Продукт, произведённый специально для обмена или продажи на рынке, в силу этого становится товаром и удовлетворяет потребности уже не самого производителя, а другого человека или общества.
С зарождением товарного производства начинается действие закона стоимости, который гласит, что стоимость товара определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара. Под действием закона стоимости происходит дифференциация товаропроизводителей: те, у которых индивидуальные затраты труда выше общественно необходимых, в конечном счёте разоряются. Наоборот, те товаропроизводители, у которых затраты индивидуального труда ниже общественно необходимых, – богатеют.
«…с точки зрения марксизма за крепостничеством никогда непосредственно не следовало и не может следовать капиталистическое хозяйство – между ними стоит мелкобуржуазное хозяйство, которое сменяет крепостное хозяйство и затем переходит в капиталистическое» (И.В.Сталин. Соч., т.1, с. 224).
К XVII веку созрели условия к тому, что товаром становится уже рабочая сила самого человека. Появляется товар особого рода – товар рабочая сила. Разорившиеся ремесленники и крестьяне, не имея средств к существованию, идут работать по найму к тем, у кого есть средства производства.
Таким образом, внутри простого товарного производства зарождается капиталистическое товарное производство (на схеме обозначено маленькими синими прямоугольниками), которое отличается от первого тем, что: - средства производства принадлежат не производителю, а капиталисту; - произведённые товары принадлежат не производителю, а капиталисту; - работают наёмные люди; - производство теперь ведётся ради получения прибыли.
Вновь зародившиеся капиталистические предприятия сосуществуют с простым товарным производством и натуральным хозяйством, постепенно вытесняя их, суживая сферу их деятельности. Но простое товарное производство постоянно подпитывает капиталистическое производство. Мелкотоварное производство, отмечал Ленин, ежеминутно и ежечасно рождает собою капитализм. Идёт процесс свободной конкуренции, переливов капитала из одной отрасли в другую.
За двести лет своего существования, уже к середине XIX века, капитализм развил производительные силы общества гораздо сильнее, нежели за все предыдущие тысячелетия. При этом и наряду с этим сохраняются остатки натурального хозяйства и простого товарного производства. Но эти уклады уже не являются определяющими, составляют какие то доли процента от общего объёма производства, играют подсобную, вспомогательную, второстепенную роль.
При каждой смене формаций мы наблюдаем проявление действия диалектического закона отрицания отрицания, когда простое товарное производство отрицает натуральное хозяйство, а позднее капиталистическое товарное производство отрицает простое товарное. Но это отрицание происходит не как одномоментный акт, а путём постепенного накопления количественных изменений. Эти накопления происходят иногда за сотни, а то и тысячи лет, и только на определённом этапе происходит скачёк – превращение количественных изменений в качественные, зарождение нового явления. Это последнее в момент зарождения раздваивается на свои противоположности, борьба которых и является внутренним источником саморазвития, самодвижения. Внутренним источником саморазвития, самодвижения общества является борьба классов. В окружающей нас природе борьба противоположностей проявляется как притяжение и отталкивание; знаки + и – ; возведение в степень и извлечение корня; положительно и отрицательно заряженные частицы и т.д.
На рубеже XIX и XX вв. развитие производительных сил привело капитализм к своей высшей стадии – империализму. Главным и определяющим критерием для империализма является образование монополий (на схеме монополии изображены в виде розовых прямоугольников), играющих решающую роль в хозяйственной жизни (Ленин). На смену рынку свободной конкуренции пришли монополии, которые являются антиподом конкуренции, но до конца конкуренцию не уничтожают, а только видоизменяют её.
На рубеже XX – XXI вв. империализм стали называть глобализмом. Характерной чертой глобализма являются транснациональные монополии или транснациональные корпорации (на схеме они изображены в виде темно-фиолетовых параллелепипедов). Но в обществе, как и в природе, не бывает чистых явлений. В каждый данный момент мы видим различные переходы из одного состояния в другое, переливы, остатки старых явлений, зарождение новых, борьбу нового со старым и т.д. Поэтому наряду с транснациональными монополиями соседствуют и сосуществуют монополии и капиталистические предприятия меньших размеров, а также остатки простого товарного производства (отдельные кустари, ремесленники, крестьяне или фермеры, не применяющие наёмного труда, и т.п.) и даже некоторые элементы натурального хозяйства. И эти последние во время кризисов имеют тенденцию к расширению (часть безработных, выброшенных из сферы материального производства, для собственного выживания вынуждены заниматься подсобным натуральным хозяйством).
Империализм (или глобализм), гигантски развив производительные силы, не в состоянии устранить основного противоречия общества, основанного на частной собственности на средства производства – противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Подтверждением тому является экономический кризис, начавшийся в 2008 году и продолжающийся по сей день. События наглядно показывают, что либеральная рыночная экономика не в состоянии обычными рыночными методами преодолеть циклический кризис, везде и всюду требуется вмешательство буржуазного государства, его регулирующая роль.
По Марксу, между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период превращения первого во второе и государством этого периода должна быть диктатура пролетариата.
По Ленину, между империализмом и социализмом нет промежуточных звеньев, империализм создаёт все предпосылки для социализма, он есть канун социалистической революции.
Со второй половины 50-х годов XX в. ревизионисты и оппортунисты всех мастей и окрасов начали на свой вкус и лад толковать сущность и временные рамки переходного периода. В своём большинстве они ограничивали исторические рамки переходного периода построением социализма и под эту формулировку подгоняли свой отказ от диктатуры пролетариата.
В каждом отдельном случае оппортунисты выискивали те или иные высказывания Ленина и Сталина, подтверждающие свою точку зрения.
Мы бы предложили ввести такие понятия как «переходный период в узком смысле слова» и «переходный период в широком смысле слова». В первом случае переходный период мы предлагаем толковать как период до начала коммунистической формации, до её низшей фазы, т.е. до социализма.
Во втором случае, в широком смысле слова, мы предлагаем толковать переходный период до уничтожения классов, до уничтожения различий между умственным и физическим трудом, до преодоления различий между городом и деревней, – то есть до высшей фазы коммунизма. И на всём протяжении переходного периода сохраняется государство диктатуры пролетариата. Любое другое толкование ведёт к протаскиванию оппортунизма в теорию марксизма-ленинизма, что в свою очередь, в конечном счёте, ведёт к реставрации капитализма.
Сегодня, 160 лет спустя после выхода в свет «Манифеста…», гораздо нагляднее видно, что социализм как низшая фаза коммунистической формации, – есть общество неустойчивое. Это общество не гарантировано от контрреволюции и реставрации капитализма. Невзирая на все заявления хрущёвцев-брежневцев о том, что к середине 50-х годов ХХ века социализм победил полностью и окончательно, что в мире не существует сил, способных реставрировать капитализм, – вопреки этому мы видим, что социализм есть такая стадия развития общества, когда в одном случае, при одних обстоятельствах, при определённом соотношении классовых сил на международной арене можно перейти к построению высшей фазы коммунизма, бесклассового общества. В другом случае, при других обстоятельствах, другом соотношении классовых сил, – вполне возможна контрреволюция, отступление вспять, реставрация капитализма. Как в первом, так и во втором случаях определяющим является влияние авангарда пролетариата на мелкобуржуазные слои населения, на способности авангарда повести эти слои за собой. Примером тому – события в Вандее во времена Великой Французской революции XVIII-го века, Кронштадтский мятеж в России XX-го века.
«Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт» (Манифест коммунистической партии).
Коммунизм есть уничтожение частной собственности, уничтожение товарного производства. Это означает, что на место обмена, рынка, денег – приходит распределение продуктов. Причём сегодня уже следует говорить о планомерном распределении продуктов не в масштабах одного государства или группы государств, а в масштабах всех людей, населяющих планету Земля.
Капитализм существует до тех пор и постольку, поскольку он в состоянии продавать товары. Только пройдя третью стадию кругооборота капитала Т1 – Д1, капиталист возвращает издержки производства и извлекает прибавочную стоимость. Как только начинаются проблемы с продажей товаров, вызванные тем, что товаров произведено больше по сравнению с покупательной способностью населения, – капитализм начинает лихорадить и трясти, наступает очередной кризис.
Для капиталиста идеальным является тот покупатель, который берёт в магазине вещь, не распаковывая, выставляет её не помойку, и идёт покупать новую вещь.
Капитализму противопоказано рачительное ведение хозяйства. При первой же возможности заменить товары длительного пользования одноразовыми, – капитализм незамедлительно внедряет технологии по изготовлению последних. На памяти нынешнего поколения вместо зажигалок, портсигаров, стеклянной посуды, шариковых ручек и т.п., которые могли бы служить многие годы, – внедрены одноразовые предметы, которые тут же выбрасываются. Тем самым уничтожаются ресурсы планеты Земля, загрязняется окружающая среда.
Только уничтожив частную собственность можно уничтожить обмен, рынок, деньги и, в конечном счёте, уничтожить сам класс капиталистов, заинтересованных в консервации рыночной экономики, в получении прибыли путём присвоения результатов чужого труда.
Торговый капитал исторически предшествовал промышленному капиталу. В своё время торговый капитал играл прогрессивную роль, разрушая и уничтожая феодальное общество, приближая становление капиталистической формации. Далее торговый капитал стал играть обслуживающую роль капитала промышленного. Затем, уже на низшей фазе коммунизма, при социализме, торговля, как составляющая часть общественного производства материальных благ, утрачивает свою прогрессивную роль и становится реакционной силой, тормозит продвижение общества к высшей фазе коммунизма. Сегодня, более полувека спустя, наглядно видно, что чем больше в социалистическом обществе сужается сфера торговли и растёт, соответственно, сфера распределения, тем скорее данное общество продвигается к высшей фазе, к коммунизму. И наоборот, чем больше развивается сфера торговли, тем самым всё больше укрепляется и расширяется обмен товаров и рынок и, соответственно, сужается сфера распределения, суживаются общественные фонды потребления, – тем больше тормозится продвижение социалистического общества к коммунизму.
Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, провозгласив курс на развитие личного подсобного хозяйства, тем самым расширял сферу обмена и торговли. Это было движение не вперёд, к коммунизму, а движение вспять, – к развитию мелкотоварного производства, и, в конечном счёте, к капитализму.
Создание совнархозов (1957 г.) вело к дезорганизации централизованного планового руководства народным хозяйством страны и способствовало развитию мелкобуржуазных производственных отношений, порождало местничество (перевес местных интересов над общегосударственными).
Ликвидация машинотракторных станций (МТС) и продажа средств производства в собственность колхозам (1958 г.) расширяла сферу товарно-денежных отношений, расширяла мелкобуржуазную собственность, ибо, как говорилось выше, собственность производителя (отдельного работника или коллектива) на средства производства, – есть характерный признак производства мелкотоварного, мелкобуржуазного.
Установление в 1965 г. прибыли в качестве основного критерия эффективности деятельности промышленных предприятий сводило на нет действие основного экономического закона социализма («обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенства социалистического производства на базе высшей техники». Сталин), и целью производства стало получение прибыли, что неизбежно вело к анархии производства.
Развитие личного подсобного хозяйства, бригадного подряда, аренды, фермерских хозяйств, кооперативов (начало 60-х – конец 80-х гг. ХХ в.) – всё это было движением не вперёд к коммунизму, а движением вспять, назад к капитализму.
Уничтожение в конце 80-х – начале 90-х гг. остатков Советской власти, распад СССР, установление режима буржуазного парламентаризма, установление господства частной собственности на средства производства – всё это завершило ползучий процесс установления капиталистических производственных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями. (См. об этом: И. Комаров. «Глобализация» и политический кретинизм. Агентство печати «Красная строка», Орёл, 2006)
Только с уничтожением частной собственности и эксплуататорских классов общество может перейти к планомерному производству и распределению продуктов в масштабах всего населения земного шара. Производительные силы, компьютерные технологии позволяют всё это делать уже сегодня.
Планомерное производство и распределение продуктов в масштабах всей планеты позволит невиданным доселе образом экономить ресурсы, удовлетворяя разумные потребности землян.
Что подразумевать под разумными потребностями? Для каждого конкретного периода потребности будут различными. Например, для августа 1917 г., когда Ленин писал работу «Государство и революция», под разумными потребностями (помятуя череду голодных, периодически сменяющихся, годов в России конца XIX начала XX вв.) подразумевались стакан молока каждому ребёнку в день, одежда, доступ к образованию и т.д.
Во второй половине XX в. в СССР к разумным потребностям можно было отнести наличие в каждой семье телевизора, магнитофона, стиральной машины, домашней библиотеки и т.п.
В XXI в. к разумным потребностям следует отнести, пожалуй, наличие компьютера в каждой семье и подключение к глобальной сети. А вот наличие в каждой семье автомобиля (стиральной машины, холодильника, микроволновой печи) к разумным потребностям уже не отнесёшь, хотя нет никаких проблем с изготовлением такого количества этих бытовых приборов. Но в этом случае запасы углеводородов и другие ресурсы иссякнут в течение ближайших десятилетий.
Следовательно, разумнее будет развивать общественный транспорт, прачечные, столовые и т.п. с соответствующим уровнем культуры обслуживания. Но всё выше перечисленное войдёт в противоречие с интересами транснациональных монополий, производящих соответствующее оборудование и приборы, которые (монополии) потеряют свою прибыль.
Следовательно, на стадии капитализма (империализма или глобализма) невозможно удовлетворение разумных потребностей всего населения земного шара. Следовательно, переход к социализму и коммунизму, переход к планомерному распределению и удовлетворению разумных потребностей – есть зов времени, требование и веление нашей эпохи.
Уничтожение эксплуататорских классов позволит ввести 5-ти часовый (и менее) рабочий день. Тогда станет ясным высказывание Маркса о том, что богатство общества будет определяться наличием свободного времени. Это последнее будет посвящаться гармоничному и всестороннему развитию личности, человека разумного, гомосапиенс.
И только с построения коммунистического общества в планетарном масштабе начнётся действительная история человечества (Маркс). А всё предыдущее его существование является только предысторией, с сопутствующими и неизбежными войнами, голодом, болезнями, неграмотностью, беспризорностью и другими родовыми пятнами эксплуататорского общества.
|