С компанией
"Пепсико"
при Горбачёве расплачивались
подлодками, эсминцами и крейсерами
"Когда Pepsi-Cola стремилась попасть на советский рынок, рубль был
неконвертируемым. Так концерн по производству лимонада в одночасье превратился
в военную силу с 17 подлодками - а курьезная сделка вскоре стала кошмаром",
- пишет немецкий журнал Der Spiegel.
"Никита Хрущев испытывал жажду. 24 июля 1959 года советский премьер
бродил с вице-президентом США Ричардом Никсоном по ярмарке американской
Национальной выставки в Москве и горячо спорил перед камерами о преимуществах и
недостатках коммунизма и капитализма, когда кто-то из окружения Никсона
протянул ему маленький бумажный стаканчик с коричневым лимонадом.
"Pepsi" было написано на нем. Хрущев, у которого на лбу выступали
капельки пота, сделал "скептический глоток", как писало позднее
издание Time, "и продолжил оживленно
спорить", - повествует журналист Штефан Райх.
Разговор с Никсоном вошел в историю
холодной войны как "кухонные дебаты", однако для Дональда М. Кендалла
тот день значил гораздо больше: для амбициозного менеджера Pepsi-Cola он стал
профессиональным достижением и PR-трюком высшего уровня. Кендалл отвечал за
развитие компании на международных рынках, которые хотел завоевать концерн.
Прежде всего гигантский рынок Советского Союза, говорится в статье.
"В 1972 году этот момент настал: Кендалл уже был главой компании, а
лимонад Pepsi, будучи первым американским потребительским товаром в Советском
Союзе, производился, сбывался и продавался в СССР".
"Однако большой проблемой стала оплата. Так как рубль было невозможно
конвертировать в твердую валюту, на сделке 1972 года партнерам пришлось
проявить изобретательность. Решением, как это часто бывает в России, стала
водка. Pepsi в обмен на концентрат колы получила российскую водку марки
"Столичная" для эксклюзивной продажи на американском рынке".
"Для Pepsi это была хорошая сделка, в некотором смысле даже очень
хорошая. Благодаря сделке оборот концерна в 1989 году, по словам Кендалла,
составил около 490 мл долларов, и компания была настолько успешной, что
захотела расширяться в СССР. 21 завод по производству колы между Москвой и
Владивостоком должен был превратиться в 50 заводов, а стеклянные бутылки
планировалось заменить на пластиковые бутылки и металлические баночки, чтобы
облегчить сбыт".
Однако крупный проект 1989 года
столкнулся со старой проблемой, пишет издание. "Оплата в рублях была
по-прежнему невозможной, к тому же в США сократились продажи водки
"Столичная". Но где есть желание, там есть и возможности, если все
участники могут заработать много денег. И так в 1989 году Советский Союз
договорился о валюте, которой у него, так же как водки, было более чем
достаточно: военной техники. 17 подводных лодок перешли во владение PepsiCo, а
также крейсер, фрегат и эсминец. К тому же компания получила лицензию на
продажу водки на следующие 10 лет".
"Таким образом, в распоряжении концерна по производству лимонада
внезапно оказался один из крупнейших морских флотов в мире - на несколько дней
до продажи его за большую сумму шведской компании, занимавшейся переработкой
старой техники. Необычная сделка вызвала бурную реакцию. Брент Скоукрофт,
советник президента Джорджа Буша по национальной безопасности, был в
замешательстве, а Кендалл шутил: "Мы разоружаем Советский Союз быстрее,
чем вы"".
В следующем году Pepsi и Кендалл и
вовсе решили расширить сделку. "Теперь
в советской верфи должны были быть построены дополнительные десять кораблей,
нефтяных танкеров и торговых кораблей, некоторые из которых весили 65 тыс.
тонн, и перейти во владение Pepsi в качестве оплаты. Концерн намеревался
продать торговый флот или сдать в аренду субподрядной фирме. Весной 1990 года
"крупнейшей сделке всех времен между американской фирмой и Советским
Союзом" удивлялась газета The New York Times: "Pepsi заключила бартер на корабли и водку. Сумма договора три миллиарда
долларов".
В Pepsi говорили о "сделке
века", довольна была и советская сторона. "Наша цель состоит в том, чтобы к 2000 году каждый советский гражданин
мог купить бутылку Pepsi, пройдя 10 минут пешком", - говорил Анатолий
Беличенко из советской комиссии.
"Но с распадом СССР в 1991 году сделка превратилась для производителя
колы в кошмар. Верфь с готовыми наполовину кораблями внезапно оказалась в новом
государстве под названием Украина, чье правительство захотело участвовать в
продаже. Пластиковые бутылки должны были поставляться из Белоруссии, там тоже
настаивали на долларах в качестве оплаты".
"Внезапно, - говорил Кендалл в
1992 году в интервью L.A. Times, - все
распалось на тысячи частей. У нас был договор на несколько миллиардов долларов
с несуществующим партнером - Советским Союзом".
"Для решения этой проблемы Pepsi потребовалось несколько месяцев и
множество новых переговоров с большим количеством новых партнеров, пропало и
преимущество на рынке. В том числе и потому, что крупный конкурент Coca-Cola
воспользовался удобным моментом и занял внушительные позиции на рынке, пока
Pepsi собирала осколки своей мнимой сделки столетия", - пишет Der
Spiegel
Источник: https://forum-msk.org/material/news/16261697.html |