Националистический стержень ревизионизма
Некоторое время назад на одном из национал-патриотических
интернет-ресурсов появилось большая статья бессменного главы КПРФ Г.А. Зюганова
под названием «Русский стержень державы» (см., например, по ссылке).
Основное содержание, как сказано во вступлении
к статье, заключается в том, что, по мнению Зюганова самым острым в нынешней РФ
является т.н. «русский вопрос» (надо понимать, по его мнению, это более актуально,
чем многочисленные имеющиеся социальные проблемы).
В обоснование данного утверждения Зюганов
написал огромное количество букв - при распечатке самым мелким шрифтом 8-го размера
получилось 14 страниц. Но при чтении первых 13,5 страниц так и остаётся непонятным
– а что, собственно, автор сказать-то хотел? Набор совершенно не связанных друг
с другом суждений: с одной стороны, абсолютно справедливая (хотя и весьма банальная)
критика в отношении последствий буржуазных рыночных реформ и ссылки на положительный
опыт советских времён чередуются со столь же банальными черносотенными рассуждениями
про «русский мир», «православие-самодержавие-народность», «государствообразующий
русский народ», «все народы равны, но русские более равны, чем другие» и т.п. И
только к концу статьи сказано: речь идёт о пресловутых «поправках к Конституции»
- Зюганов напоминает про выдвинутые КПРФ свои 15 поправок, на первом месте из которых
– закрепление в Конституции «государствообразующей роли русского народа».
То есть у каждого в этих поправках своя
навязчивая идея: для Путина это «обнуление» его сроков, а для Зюганова – это закрепление
«государствообразующей роли русского народа». А всякое прочее бла-бла-бла про «социальные
гарантии», «традиционные ценности», «защиту прав животных» и т.п. – это только в
качестве наполнителя.
Никто, правда, так и не ответил на риторический
вопрос: а в чём смысл внесения в Конституцию пункта о понятии «государтсвообразующествости»
русского народа и в чём именно будет заключаться эта самая «государствообразуществость»?
Единственно возможный вариант объяснения – что в результате русские люди должны
будут считаться людьми первого сорта, а все остальные народы – людьми второго сорта.
Зюганов в своём 14-страничном творении множество раз повторяет «нет-нет, что вы,
вы народы будут равны» (но при этом явно намекает, что «некоторые народы более равны,
чем остальные»).
Отдельный вопрос – а каким образом Зюганов
предлагает отличать «государствообразующего» русского арийца от «негосударствообразующего»
нерусского унтерменша? В документах ведь национальность не указывается. И таки да,
в той же статье Зюганов в очередной раз возвращается к требованием об упоминании
национальности в паспортах. И опять же не даёт внятного ответа – зачем?
В советское время действительно в паспортах
указывалась национальность. Но, напомню, во-первых, в царские времена в документах
вместо национальности указывалось вероисповедание, и переход после революции на
упоминание в паспортах национальности вместо вероисповедания - это было шагом на
пути прогресса. Кроме того, и в советское время в отдельных случаях упоминание национальности
в документах имело смысл, например, в связи с необходимостью развития местных кадров
в национальных республиках и автономиях. Понятно, что Зюганову, как русскому националисту,
это само по себе неприемлемо, но, извиняйте, настоящий интернационализм как раз
и заключается в том, чтобы поднимать отстающие в развитии народы до уровня передовых.
Но сейчас это задачи прошлого времени
и никаких внятных оснований для восстановления указания национальности в паспорте
не имеется. Более того, в наше время восстановление упоминания о национальности
может стать основанием для дискриминации по национальному признаку. Если же для
кого-то из «русских патриотов» является принципиально важным, чтобы первый встречный
чиновник или мент, которому вы предъявите свой паспорт, сразу же узнавал бы о вашей
национальной принадлежности – то можете делать, как некоторые озабоченные этим вопросом
– вставлять в паспорта самодельные вкладки с указанием про вашу национальность.
В статье Зюганова содержится множество
фактических ошибок, так, он и здесь несколько раз повторяет свои мантры, которые
он повторяет все последние 30 лет – что будто бы «русский народ является крупнейшим
разделённым народом в мире» (что неправда – более крупные разделённые народы – например,
арабский и китайский), или что «из всех народов России русские вымирают быстрее
всех». Что тоже неправда – еще в 1990-е и в 2000-е годы публиковалась статистика,
что быстрее всего (в процентном отношении) в РФ вымирают финно-угорские народы и
малочисленные народы Севера. Темпы вымирания русского населения в абсолютных цифрах
могут быть более высокими, т.к. количество русских в РФ значительно превышает численность
остальных народов. С таким же успехом можно заявлять, что в РФ русские составляют
большинство среди обитателей мест лишения свободы или что русские составляют большинство
среди заболевших коронавирусом, и на этом основании делать конспирологические выводы
о «целенаправленном геноциде русского народа».
Если говорить о фактических ошибках,
то не будем сосредотачиваться на таких явных ляпах, как «в целом население России
с 1991 года сократилось на 1,6 млн, а русское население – на 10 млн» (???).
Но вот уж ляп, непростительный для человека, окончившего среднюю школу:
«На исходе X века, накануне принятия
христианства русскими, начался его раскол на западную римско-католическую и восточную
православную церкви. Это конфессиональное разделение было связано отнюдь не
только с обрядовыми различиями, как пытаются уверять некоторые историки и пропагандисты.
Оно носило глубокий мировоззренческий, ценностный характер.
Западное христианство, сосредоточившееся
на блеске внешних ритуалов и бюрократической конструкции папской иерархии, по сути,
отринуло лежавшие в основе евангельского учения идеалы: соборность, непоказное милосердие,
заботу о бедных и обездоленных, неприятие идеологии ростовщичества, которую клеймил
Христос. А протестантизм, отпочковавшийся от Римской церкви в середине прошлого
тысячелетия, распространившись в англосаксонском мире и на севере континентальной
Европы, и вовсе свёлся к проповеди крайнего индивидуализма, заведомого превосходства
«избранных». Он окончательно порвал с первоосновами христианской веры и заложил
фундамент капиталистической идеологии, объявив вопиющее социальное неравенство «божьим
промыслом», а материальное накопление — высшей добродетелью.
Русский народ изначально избрал православие,
сумевшее сберечь подлинный дух христианства, остаться на заданной им нравственной
высоте. На века сохранить приверженность соборности, уникальными воплощениями которой
через столетия явились коллективизм и солидарность советского общества».
Во-первых, явный ляп в первом предложении:
раскол церкви на католическую и православную был окончательно оформлен не «накануне»,
а после принятия христианства на Руси. А именно, крещение Руси датируется
988 годом, а раскол на католиков и православных был закреплён только в 1054 году.
А если говорить о содержательной части – то, возможно, все эти так детально описанные
обрядовые различия между различными разновидностями христианства тогда, в X веке, действительно могли иметь принципиальное значение
для многих людей. Но в наше время всерьёз преподносить и ставить это как основу
для организации современной жизни, да ещё и за уши притягивая к этой религиозной
схоластике «коллективизм и солидарность советского общества» – это выглядит комично.
Ещё один неоднократно повторяемый Зюгановым
исторический миф, которого не избежала и эта статья – что «империя, созданная
русскими – единственная в мировой истории, которая сложилась не путём завоевания
других народов, а на добровольной основе…» Тут всё, что можно сказать – это
предложить Зюганову освежить в памяти содержание школьного учебника истории. И каким
образом к Московскому княжеству присоединялись даже «исконно русские» земли (Новгород,
Псков, Вятка, Пермь), и каким образом Иван Грозный «расширял границы державы» («Казань
брал, Астрахань брал»), и известная картина «Покорение Сибири Ермаком» как-то явно
не похоже на мирное освоение территории, и покорение разных окраинных территорий,
начиная от Дагестана и заканчивая Чукоткой, происходило путём кровопролитных войн,
и присоединение к Российской империи территорий нынешних Украины, Польши, Прибалтики,
Финляндии и др. также происходило в ходе военных кампаний, при этом мнение местного
населения никто не спрашивал...
В статье Зюганова есть и ещё немало высказываемых
им совершенно реакционных пунктов: то высказывания в поддержку т.н. «главного храма
Вооружённых сил РФ», то он всерьёз повторяет бред, как он утверждает, «талантливого
режиссёра» Никиты Михалкова о «массовой чипизации под предлогом прививки от коронавируса»
и т.п.
Основная идея, которая красной нитью
проходит через всю статью Зюганова – что русский народ такой уникальный, потому
что всегда исповедовал «правильную» разновидность христианства, и эта русская христианская
идея стала основой для социалистический идеи (даже странно, что ни разу не вспомнил
про ещё одну давно разоблачённую байку, что якобы «Моральный кодекс строителей коммунизма»
списан с христианских заповедей»), и что именно это и стало причиной успехов СССР.
Но в конце своей статьи противоречит сам себе, когда восхищается успехами социалистического
развития Китая, Вьетнама, Кубы и Венесуэлы – хотя они никоим образом не православные,
а кубинцы и венесуэльцы, с точки зрения Зюганова, так и вообще «богомерзкие католики».
Тут, казалось бы, следует очевидный вывод, что успехи социалистического строительства
не зависят от национальных и религиозных особенностей, и что вообще на путь к социализму
при наличии необходимых условий может выйти любая страна мира, и для этого не требуется,
что её народ был каким-то «богаче духовно» остальных народов. Но, понятно, объяснять
это всё Зюганову было бы бесполезно…
А. Буслаев
От редакции сайта РКРП.
Мы уже много раз обращали внимание читателей
на вопиющую безграмотность тезиса о «государствообразующем народе». Любой мало-мальски
грамотный марксист прекрасно знает что государство образуется не народом, а господствующим
классом в целях защиты его, класса, интересов. И в любом народе, проживающем в любом
государстве, фактически имеются два народа – эксплуататоры и эксплуатируемые. И
эти два народа отнюдь не едины. Они всегда противостояли и противостоят друг другу,
она враждебны друг другу. Доктор философии и лидер партии, которая называет себя
коммунистической, несомненно, знает эти азбучные истины. И конечно, этот тезис он
проповедует не от незнания, а целенаправленно – тем самым присоединяясь в политике
буржуазии – дескать, мы все едины, мы должны сплотиться вокруг родного правительства
и своего в доску президента и всеми силами сохранить тот режим, который нас холит
и лелеет. Буржуазии это нужно для сохранения своего господства, а Зюганову и КПРФ
– для сохранения своего уютного положения и щедрого финансирования в этом волчьем
обществе.
Столь же много раз мы обращали внимание
и на то, что любые проявления национализма и великодержавного шовинизма всегда на
руку только господам. Им выгодно разделять трудящихся по национальному признаку,
натравливая одни народы на другие. Трудовому люду нечего делить и нечего терять,
кроме своих цепей. А шовинизм всегда стремится в своему предельному состоянию –
фашизму. И мы видим, как наши власти последовательно продвигаются по этому пути.
Коммунисты всегда боролись и всегда будут бороться против фашизма. Коммунисты –
всегда интернационалисты. Но то – коммунисты…
Особенно цинично звучат эти националистические
изыски в дни, когда мы вспоминаем подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной
войны, когда люди всех национальностей нашей общей Советской Родины плечом к плечу
отдавали свои жизни для дела победы социализма над фашизмом. Для того, чтобы никогда
больше наш народ не был снова разделён на господ и рабов. Но господина Зюганова
этот вопрос не трогает. Он о нём и не вспоминает…