В США рабство окончательно
было
отменено лишь в 7 лет назад
Галина Тувик
Американцы так ратуют за свободу и
демократию, но вот рабство у себя в стране отменили только семь лет назад!
Право
слово, даже как-то неудобно выходит. Соединённые Штаты все из себя якобы светоч
демократии, «град сияющий на холме», а начнёшь в их законодательстве копаться,
так такие несуразицы находятся, что хоть стой, хоть падай.
Но
о законодательстве в другой раз. А пока просто посмотрим, что же в этой стране
с таким простым по сути вопросом как рабство.
Тринадцатая
поправка к Конституции США, отменяющая рабство, была принята Конгрессом во
время Гражданской войны 31 января 1865 года и вступила в силу 6 декабря 1865
года после того, как её ратифицировали необходимые три четверти штатов — 27 из
существовавших тогда 36.
Т.е.
этот даже не закон, а поправка к Конституции, которая должна была быть
ратифицирована прежде чем вступить в силу. Однако некоторые штаты неторопливо
присоединялись к этой инициативе на протяжении более чем ста лет. Более того,
беглых рабов должны были задерживать на территории тех штатов, где рабство было
отменено и возвращать хозяевам в те штаты, где отмена рабства не была
ратифицирована.
И
тут самый интересный факт - штат Кентукки ратифицировал 13-ю поправку только в
1976 г, а в Миссисипи ратифицировать поправку и вовсе забыли, аж до 30 января
2013 года! Лишь 7 февраля 2013 года директор Федерального реестра Чарльз Барт
объявил о том, что поправка официально зарегистрирована, т.е. рабство
окончательно отменено на всей территории США.
Кто-то
скажет - "ну подумаешь, забыли закнодательно оформить!". Однако
упустят из внимания тот факт, что в 70-е годы без всякой забывчивости в
отдельных штатах рабство оставалось на законодательном уровне.
Но
даже формальная отмена рабства ещё сотню лет не решала проблем с правами
чернокожего населения. Большинство политических деятелей Америки того времени,
включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой
расы над чернокожими. Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения
ими гражданских прав. Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах
были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни
чернокожего населения.
Например,
в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения
отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие,
ограничивалось их право владеть землей.
«Закон
о подмастерьях» гласил, что все негры — подростки до 18 лет, не имеющие
родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые
могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и
подвергать телесным наказаниям.
Отдельно
стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».
Поскольку
освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева
выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над
головой. Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве».
Согласно
ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами,
заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались
на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за
бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация
«бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.
Чернокожие
оставались де факто поражены в правах. Даже после формального разрешения им
голосовать. Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных
штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено
таким образом, что подавляющее большинство афро американцев оставались
бесправными. Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного
населения допустили к голосованию лишь 3000.
Особую
популярность приобрели так называемые «суды Линча» — убийства человека,
подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и
следствия. После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча»
становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было
повешение несчастных или даже их сожжение.