Здравоохранение в
царской России,
в СССР, в России после 1991 года (5) Часть 1, Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. В результате
данных реформ в медицине, снижения бюджетного финансирования здравоохранения,
резкого падения ровня жизни, роста безработицы ОПЖ в 1994 году составила 63.9
года против 69.3 г. в 1990 году. Уровень смертности вырос с 11.2 на 1.000
человек в 1990 г. до 15.7 в 1994 г, 14.8 в 1999 г., 16.1 в 2005 г.. При этом в
мегаполисах быстрыми темпами развивался частный сектор здравоохранения, который
в небольших городах и сельской местности населению был недоступен по причине бедности. С января 2005
года заработала федеральная программа ДЛО (дополнительное лекарственное
обеспечение). ДЛО – часть печально-знаменитой монетизации льгот. С 2006 года
были введены лимиты финансовых затрат на одного человека в месяц, получающего
набор социальных услуг. В этом же году пациенты получили право отказываться от
натуральных льгот в пользу выплат денежными средствами. В
итоге инвалидам (более 11 млн. человек) льготы на лекарства и
санаторно-курортное лечение по их желанию заменили денежными компенсациями: 1.4
тыс. руб. в месяц – 1 группа, 1 тыс. руб. – 2 группа, 800 руб. – 3 группа. В 2006 г.
началось осуществление Программы «Здоровье». За счёт нацпроекта «Здоровье» в
здравоохранение с 2006 г. по 2011 г. дополнительно поступило около 780 млрд
рублей. Удалось добиться снижения смертности в России от трёх основных причин:
сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и травм, полученных при ДТП.
Смогли увеличить ОПЖ с 65.4 в 2006 г. до 69.8 в 2012 г. В 2010 г. в
России началось осуществление оптимизации медицины. По плану предлагалось
создать крупные многофункциональные медицинские центры и закрыть мелкие
профильные больницы. В результате доступность медицины снизилась – в первую
очередь из-за больших российских расстояний. Увеличилась нагрузка на
инфраструктуру здравоохранения, недостаточно оснащенную медицинской техникой и
транспортом. В итоге оптимизация оказалась губительна как для российской
медицины, так и для населения. В 2000-2018
гг. количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс.
Это меньше, чем было в РСФСР в 1932 году – 5.9 тыс. б-ц. Количество больничных
коек сократилось с 1.67 млн. в 2000 г. до 1,2 млн. в 2018 г. В сельской
местности сокращение мест в больницах составило 40%.
Графики количества больничных коек в России с 1913 по 2018 гг, построенные на
основе статистических данных ,
приведены ниже. Число коек
для беременных женщин в РСФСР в 1940 г. – 90.700, в 1990 г. – 122.000, в 2015
г. – 69.400. В итоге многих женщин возят рожать за 50-70 километров от дома.
Закрываются и поликлиники. Их число за 2000-2018 гг. сократилось на 12,7%, до
18,6 тыс. учреждений, а нагрузка возросла с 166 человек в день до 208. Специалисты
Общероссийского народного фронта в 2019 г. провели специальное исследование
состояния медицины в России: реформа привела к снижению доступности услуг для
населения, остро не хватает медперсонала, в первую очередь педиатров, а также:
эндокринологов, неврологов, окулистов, офтальмологов, урологов и т.д., 86%
опрошенных уверены, что медицинских специалистов в российских поликлиниках
очень мало.
Если в СССР в больницу клали в день обращения после выдачи направления в
стационар в поликлинике, то теперь после получения направления в поликлинике
надо ждать месяц-два и более, пока положат в больницу. За дорогие операции,
стоимость которых выше определенного лимита, предусмотренного ОМС, надо
доплачивать. Очередь на операцию порой полгода и больше. И т.д. В 2011 г.
началась модернизация системы ОМС. Выдача полисов ОМС нового образца. Данный
закон позволил россиянам самостоятельно выбирать страховую компанию и
поликлинику для постоянного обслуживания. Менять свое решение можно только раз
в год, но не позднее 1 ноября. Вот только возможно подобное лишь в мегаполисах.
Были определены новые взносы с работодателей (по сути с нас): 1) в фонд
обязательного медицинского страхования (5,1%), на наше лечение, 2) в фонд
социального страхования (3,1% – с учетом страховки от травм), на оплату наших
больничных. В 2018 г.
началось осуществление программы «Здравоохранение», она рассчитана до 2025
года, на нее выделено 35 трлн. рублей. В программу входит: 1) рост ОПЖ до 76
лет, 2) снижение смертности трудоспособного населения, 3 и 4) снижение
смертности от болезней системы кровообращения и новообразований.
Диспансеризацию населения намерены довести до 70% с 50% в 2018 г. Итоги реформ в здравоохранении 1991-2020 гг. Расходы на
медицину в России в 2018 г. составили 3.2% ВВП, в США - 14% ВВП, во Франции -
9.6% ВВП, в Германии - 9.4% ВВП, при этом ВВП данных государств намного больше,
чем России.
Данные 3.2% ВВП в 2018 г., что составляют расходы на здравоохранение в России,
– консолидированные траты на медицину, они состоят из расходов федерального
бюджета 460 млрд. руб, региональных бюджетов - 740 млрд. руб, платежи из ФФОМС
– 1.9 триллионов руб. Есть два
достижения, которыми власть гордится: 1) рост ОПЖ до 72.9 лет к началу 2019 г.
(115 место в мире)
с 69.3 в 1990 г., с 64.8 в 2003 г,
2) Младенческая смертность (дети до года) в РФ в 2018 году снизилась до 5,1
случая на 1 тыс. родившихся с 22.0 в 1990 г. на 1 тыс. род. Причем рост
ОПЖ стал возможен из-за снижения младенческой смертности. А снижение
младенческой смертности произошло благодаря высоким ценам на нефть с начала 0-х
на мировом рынке, у России появились деньги в бюджете на закупку современного
импортного медицинского оборудования и лекарств, что позволило выхаживать
детей, родившихся недоношенными и с тяжелыми патологиями. Причем во времена
СССР данного оборудования, методов и лекарств еще не существовало. Коэффициент
смертности – 12.5 умерших на 1.000 жителей в 2019 г. –
16 место среди 226 стран мира, только в 15 странах на планете умирает больше
человек на 1.000 жителей, чем в России. Внедрение в
здравоохранение конкуренции и рыночных отношений продолжается. По сути,
существенным ограничением выступает такой фактор, что больных, способных
платить за медицинские услуги, сравнительно немного. Финансирование медицины –
3.2% ВВП, уменьшилось количество больниц и поликлиник, доступность медицины для
большинства населения значительно ухудшилась. Даже платные услуги могут быть
малодоступны (например, очередь в больницу – год, очередь в платную палату –
месяц). Со времен СССР, конечно, появилось много новой медицинской техники –
МРТ, КТ, широко внедрили УЗИ и т.д., вот только все это импортное оборудование,
своего ничего нет; кроме того, уже минуло почти 30 лет, как СССР канул в лету,
а он бы все эти годы бурно развивался. Перечень услуг, которые могут быть
оказаны по полису ОМС – достаточно ограниченные лимитом и включают в себя лишь
меры крайней необходимости, либо медицинскую помощь, не требующую сложных
вмешательств, да и то только в государственных медицинских учреждениях.
Лекарственные препараты сейчас почти все импортные, а те что производят в
России, в основном изготавливают из китайской или индийской субстанции.
Страховые компании оказались бесполезными и бюрократическими организациями,
которые только мешают эффективности финансирования, более того, на их
содержание уходит значительная часть средств.
Источник: https://wiki-pravda.org/здравоохранение_в_царской_россии_в_ссср_в_россии_после_1991_года |